На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

warways

82 подписчика

Свежие комментарии

  • Михаил Васильев
    Большинство топоров точатся на электрическом ЗУБИЛЕ?! Автор, не зубиле, а точиле (точильном кругу)!Туристические и о...
  • Виктор Полуэктов
    Армия США самая сильная по бюджету. В целом мире. Это не оспоришь. Но в реальной драке и серьёзной войне пока свой св...Армия США – самая...
  • Гарий Щерба
    А  КТО  это  СКАЗАЛ  что  ЯНКИ САМЫЕ САМЫЕ  в мире  ???  ,  сдаетса мне что это они сами себя ПИ@@@БОЛЫ  и  НАЗНАЧИЛИ...Армия США – самая...

Т-54 — основной средний танк советской армии

В середине 20-го века танки являлись основным средством ведения войны. Именно этим объясняются огромные масштабы их производства. СССР обладал самой мощной танковой армией в мире, которая насчитывала более 30 000 танков всех классов без учета другой бронированной техники (учитываются машины, выпущенные за все послевоенные годы).

Т-54 — основной средний танк советской армии Александр Метальников

Опыт ВОВ показал, что лучшим танком является Т-35. Также были развеяны мифы о тяжелых и сверхтяжелых танках. Имеющиеся на то время модели этого класса в разных странах (танки «Тигр», «Пантера») показали себя неудачно. После войны военным стало понятно, что будущее за средними танками с хорошей маневренностью и проходимостью, которые к тому же были недорогими, что делает их пригодными для массового производства. Исходя из этих проверенных опытом положений, основными танками для военно-промышленного комплекса СССР стали Т-54, Т-55, Т-62. Выпуск этих моделей продолжался вплоть до 1991 года. Т-54 и Т-55 — почти идентичные танки. Модификация Т-55 имеет системы очистки воздуха для возможности ведения боевых действий в условиях применения ядерного оружия. Т-62 оснащается гладкоствольной пушкой.

Тактико-технические характеристики

  • Вес танка — 36 тонн;
  • Габариты 6200х3200х2200 мм;
  • Длина корпуса с пушкой — 9 м;
  • Орудие — 100 мм нарезная пушка с длиной ствола 5600 мм;
  • Клиренс — 425-470 мм;
  • Двигатель — В54 на 520 л.с;
  • Максимальная скорость — 50 км/ч;
  • Средняя скорость по пересеченной местности — 25 км/ч;
  • Преодолеваемый ров — 2,7 м;
  • Преодолеваемый брод — 1,5 м;
  • Преодолеваемая вертикальная стенка — 800 мм;
  • Запас хода без дополнительных топливных баков — 300 км;
  • Экипаж Т 54 — 4 человека.

В тактико-технических характеристиках сразу отмечается необычное соотношение размеров корпуса и габаритов пушки. Т-54 оснащался самым лучшим на то время орудием Д-10Т. Основное орудие позволяет вести огонь всеми типами снарядов, выпускавшимися на данный калибр. Дульный тормоз пушки на многих моделях отсутствует. На танк может устанавливаться разнообразное дополнительное вооружение и оборудование: до 3-х пулеметов, комплекты активной брони, современные прицельные приборы. Все это можно видеть в модернизированных версиях Т-54, которые стоят на вооружении различных стран Азии.

Т-54 — основной средний танк советской армии Александр Метальников

Разработка и конструкционные особенности

Разработка Т-54 шла в конструкторском бюро Уралвагонзавода в 1943-1944 годах. Цель разработки — усовершенствование лучшего танка ВОВ Т-34. Работу по созданию нового танка возглавил генеральный конструктор А.А.Морозов. Несколькими годами ранее он успешно разработал сам Т-34. Общая схема бронекорпуса, наклон лобовой части оставлены почти без изменений. Общее сходство Т-54 с Т-34 отлично видно внешне. Была изменена форма башни. Она стала более округлой с уменьшенным профилем по высоте, но главное изменение — перекомпоновка двигателя и трансмиссии. Вместо продольного размещение мотора применено поперечное, что существенно освободило место для боекомплекта и экипажа.

Т-54 — основной средний танк советской армии Александр Метальников

Большую работу инженеры провели в подборе рациональных углов наклона. Встреча снаряда с броней почти никогда не будет прямо под углом 90. Это отлично видно во внешнем облике Т-54 и именно это придает ему такой необычный вид. Сейчас это вполне привычные решения, перекочевавшие в танковую промышленность всех стран мира, но тогда это было новаторским решением. Окончательный вариант был представлен в марте-апреле 1945 года. Полковник Е.А Кульчинский (руководитель государственной комиссии) составил интересное мнение:

…«Новый танк производил впечатление. Форма брони учитывала углы встречи со снарядами противника, и это придавало корпусу обтекаемость и красоту. Эта необычная красота форм говорила специалистам о высоких технических параметрах боевой машины. Мелкозвенчатые гусеницы с 10-ю опорными катками указывали на возможность движения на больших скоростях. Длинный ствол пушки — на высокую начальную скорость снаряда.»…

Между разработкой в 1944 году и серийным выпуском в 50-х танк Т 54 пройдет более 650 различных доработок, рекомендованных государственной комиссией. Появится цевочное зацепление гусениц, изменится конструкция башни. С каждой новой доработкой замеченные недостатки устраняли. Т-54 — основной средний танк для массового производства. К его проектированию подходили очень тщательно, проводя сотни часов испытаний.

Бронирование и другая защита

В разработке Т-54 была поставлена задача сделать бронирование полностью неуязвимым для 76 и 88 миллиметровых снарядов. Тогда кумулятивных снарядов не было, и эти требования были вполне реальными. В полной аналогии с легендарным Т-34 наиболее мощным сделано лобовое бронирование. Созданию Т-54 предшествовал Т-44. Лобовая броня была увеличена на 30% и достигла 90 мм. Бортовая броня — 75 мм. На Т-54 пошли еще дальше. Лобовой лист и часть башни — 150-180 мм. Бортовая — 90-150 мм. Окончательный вариант Т-54 уже имел башню с 200 миллиметровым бронированием. Эти показатели находятся на современном уровне для среднего танка 35 тонн массой, несмотря на то, что изделие проектировалась 70 лет назад.

Танк Т-54 использует стальную броню. Борта — катаные. Башня и лоб корпуса — литые. Также впервые на среднем танке массово стали применять броневые щитки поверх гусениц. С ними танки обрели современный облик. Из переднего броневого щита убрана щель механика-водителя. Для Т-34 она была очень уязвимым местом. При попадании снаряда в броню, воздействие через щель причиняло ослепляющий и оглушающий эффект. Обзор Т-54 велся через оптические приборы наблюдения. Их применение позволило улучшить обзор вокруг танка, что особенно важно для ведения боев в городских условиях.

Т-54 — основной средний танк советской армии Александр Метальников

Применять слишком много брони не позволяет вес танка. При проектировании было поставлено обязательное условие — сохранение высокой маневренности и подвижности, чтобы не повторять ошибок сверхтяжелых танков. В 40-х годах не было быстродействующих электронных систем наведения (даже ПТУРсы наводились вручную по проводам), поэтому быстроходный танк был отлично защищен. Усилить бронирование, сохранив малый вес и не применяя более мощные двигатели (которые нельзя спроектировать быстро) можно только путем сокращения забронированного объема. Внутреннее пространство получилось сжатым с существенно переработанной эргономикой. Облегченный танк Т 54 весил 36 тонн при том, что толщина брони башни достигала 200 мм.

Двигатель и его характеристики

Существенное увеличение массы брони потребовали нового мощного мотора. При этом если производство новых корпусов можно освоить сравнительно быстро, то с двигателем так поступить нельзя ввиду большого числа деталей. Самым массовым танковым мотором того времени оставался дизель В-2 с Т-34, поэтому на Т-54 была поставлена его модификация В-54. Этот двигатель уже обеспечивал почти идеальные возможности по КПД. Достаточно сказать, что экономичность была уже почти на уровне 250 г/кВт, что соответствует самым современным стандартам. Разработчик и производитель В-54 — Челябинский Тракторный Завод.

Т-54 — основной средний танк советской армии Александр Метальников

В-54 — тихоходный 12-и цилиндровый дизель. Мощность — 520-550 л.с. Тихоходность мотора значительно повышает его надежность (снижаются конструкционные нагрузки), но требует большого рабочего объема. В-54 имеет объем 38,8 л. Показатель литровой мощности 14,5 л.с/л. Например в скоростном дизеле легкового автомобиля этот показатель доходит до 70 л.с./литр, что в пять раз выше. Несмотря на огромный объем мотора, его вес получился небольшим, около 960 кг. Дизель работает по классической четырехтактной схеме с высоким КПД. Рабочий диапазон оборотов двигателя мал — 2000-2400 об/мин. Для КПД это сказывается только положительно.

Мотор В-54 выпускается и в гражданской версии. Двигатель В-55 можно купить и использовать для привода дизельных электростанций, грузовиков, экскаваторов, универсальных шасси. Довольно широкое применение этих моторов в нефтегазовом секторе промышленности: буровые установки вездеходы, насосы.

Трансмиссия Т-54

Т-54 — основной средний танк советской армии Александр Метальников

Для гусеничного танка оптимальна трансмиссия с дифференциальным механизмом поворота. В сравнении с вариантом Т-34 трансмиссия была существенно перекомпонована для поперечного расположения мотора. Управление ведется механиком-водителем, размещаемым в передней части корпуса.

Модификации и современные модели

Т-54 — рекордсмен по числу модификаций. Известно более 100 модификаций, причем конструкторские работы в этом направлении продолжаются во многих странах:

  • МБР-2 — бронированная машина разминирования;
  • Объект-350 — зенитная самоходная установка с 54-мм автоматической пушкой;
  • АТ-Т — тягач с автомобильной кабиной на шасси Т-54;
  • БТС-2 — бронированный тягач для артиллерии;
  • ГПМ — гусеничная пожарная машина для тушения пожаров на военных складах;
  • СПК-12 — кран для ракет;
  • БРЭМ-3 — бронированная, ремонтно-эвакуационная машина;
  • ОТ-54 и ТО-55 — огнеметные танки 54;
  • СУ-122 — САУ на базе Т 54.

Также есть «модификации модификаций». Например, на базе тягача АТ-Т сделаны радиолокационные станки, армейские краны, траншеекопатели, землеройные машины и другая техника. Наиболее активной модернизацией танков Т-54 занимается Китай.

Боевое применение и военная слава

Танк Т-54 - самый массовый не только в советской армии, но и во всем мире. Эти машины то и дело попадаются на военных кадрах любого вооруженного конфликта: Сирия, Ливия, Ирак, Йемен, Судан. СССР поставлял танки всем желающим государствам. Каких-либо серьезных ограничений на их поставку не было. Т-54 принимают участие почти в любом военном конфликте после 50-х годов.

Самое массовое боевое применения танка Т-54 было в афганской войне. Несмотря на то, что танки для 80-х годов уже были устаревшими, в боях они себя показали хорошо, что было связано с ограниченными объемами противотанковых средств у противника. Основное число машин было потеряно на минах. Ракетное противотанковое вооружение в афганской войне не использовалось.

Т-54 — основной средний танк советской армии Александр Метальников

В нынешнее время Т-54 продолжает участвовать в различных вооруженных конфликтах. Ведутся работы по установке на танк современных систем вооружения. Например, штатная 100 мм пушка позволяет вести огонь управляемыми снарядами.

Запись Т-54 — основной средний танк советской армии впервые появилась WarWays.ru.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх