На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

warways

82 подписчика

Свежие комментарии

  • Михаил Васильев
    Большинство топоров точатся на электрическом ЗУБИЛЕ?! Автор, не зубиле, а точиле (точильном кругу)!Туристические и о...
  • Виктор Полуэктов
    Армия США самая сильная по бюджету. В целом мире. Это не оспоришь. Но в реальной драке и серьёзной войне пока свой св...Армия США – самая...
  • Гарий Щерба
    А  КТО  это  СКАЗАЛ  что  ЯНКИ САМЫЕ САМЫЕ  в мире  ???  ,  сдаетса мне что это они сами себя ПИ@@@БОЛЫ  и  НАЗНАЧИЛИ...Армия США – самая...

Ил-38: советский охотник за подводными лодками

Ил-38: советский охотник за подводными лодками Дмитрий Егоров

Окончание Второй мировой войны не принесло мира и покоя человечеству. Потребовалось буквально несколько лет, чтобы бывшие союзники по антигитлеровской коалиции стали заклятыми врагами, начав масштабное противостояние, известное сегодня как Холодная война.

На протяжении десятилетий США и Советский Союз соревновались друг с другом в создании смертоносных средств уничтожения. Бескомпромиссная борьба шла на земле, в воздухе, на море и даже под его поверхностью…

В 50-е - 60-е годы натовские подводные ракетоносцы без опаски несли боевое дежурство в Средиземном и Норвежском море, Тихом и Атлантическом океане. В то время советский атомный подводный флот только начинал делать первые шаги и противостоять новой угрозе он не мог. Поэтому в Советском Союзе решили пойти другим путем и сделать упор на развитие противолодочной авиации.

Ил-38 стал первым советским дальним противолодочным самолетом. Его разработка началась в 1957 году, а в 1961 году машина впервые поднялась в воздух. Активная эксплуатация самолета началась в 1969 году. Созданием противолодочного самолета Ил-38 занималось ОКБ Ильюшина, основой для новой машины стал пассажирский лайнер Ил-18. Выпуск Ил-38 был налажен на авиазаводе №30, он продолжался до 1972 года. За это время было выпущено 65 самолетов.

Ил-38: советский охотник за подводными лодками Дмитрий Егоров

Ил-38 долгие годы находился на эксплуатации авиации советского военно-морского флота, после распада СССР она продолжилась в ВМФ России. Ил-38 – настоящий самолет-ветеран – и сегодня находится в строю. Еще пять машин модификации Ил-38SD состоят на вооружении ВМС Индии. В 2016 году были завершены испытания модернизированного варианта самолета Ил-38Н для российского военно-морского флота, оснащенного новым противолодочным комплексом «Новелла».

История создания Ил-38

Конец 50-х – начало 60-х годов ознаменовались новым витком напряженности между Советским Союзом и странами Запада. А в 1954 году в состав ВМС США была принята первая в мире подводная лодка с атомной силовой установкой – USS Nautilus. И это было только начало грандиозного противостояния в глубинах океана…

В это время американцы и их союзники смогли добиться значительных успехов в области ракетостроения. Уже в конце 50-х годов в США были созданы баллистические ракеты «Поларис», предназначенные для размещения на борту атомных подводных лодок. Таким образом, США получили новую стратегическую систему вооружений, мобильную, обладающую значительной скрытностью, а потому трудноуязвимую и очень опасную. С 1960 года американские подводные «убийцы городов» начали регулярное боевое дежурство, нацелив свои ракеты на территорию СССР. Вскоре к ним присоединились британские и французские подлодки.

Ил-38: советский охотник за подводными лодками Дмитрий Егоров

В середине 50-х годов США приступили к созданию знаменитой противолодочной системы SOSUS, первые элементы которой были развернуты в Тихом и Атлантическом океане. Советский Союз не имел ресурсов, чтобы ответить американцам симметрично, да и отставание в области гидроакустики не позволяло создать аналогичную систему.

Примерно в эти же годы в СССР велись активные исследовательские работы относительно способов противодействия новой подводной угрозе. Их результатом стала новая концепция борьбы с АПЛ, в ходе реализации которой был создан противолодочный комплекс первого поколения «Баку». Несмотря на определенные недостатки, им стали оснащать вертолеты Ка-25ПЛ и самолеты-амфибии Бе-12. Была попытка оснастить им и бомбардировщики Ту-16, но она была признана неудачной.

В августе 1957 года главнокомандующий ВМС СССР адмирал Горшков предложил создать на базе перспективного пассажирского лайнера Ил-18 противолодочный самолет дальнего радиуса действия, вооруженный крылатыми ракетами К-18. Его планировали использовать для уничтожения вражеских подводных лодок на дистанциях от 500 до 1 тыс. км от своего побережья. В том же году увидело свет правительственное постановление дающее старт этому проекту. Тогда же в ОКБ Ильюшина был отправлен пакет тактико-технических требований к новой машине. Следует отметить, что на тот момент альтернативы Ил-18 просто не существовало, создание самолета ПЛО с нуля потребовало бы много времени и ресурсов.

В 1959 году начались работы над созданием нового противолодочного комплекса «Беркут».

Ил-38: советский охотник за подводными лодками Дмитрий Егоров

Любопытно, что примерно в этот самый период созданием противолодочного самолета озаботились и американцы. Новая машина должна была заменить патрульный «Нептун», стоявший на вооружении ВМС США.

4 мая 1961 года главкомом ВВС были утверждены характеристики нового противолодочного самолета. Согласно этому документу, тактический радиус машины должен был составлять 2 тыс. км, время нахождения в районе патрулирования не меньше трех часов. Представить самолет без комплекса специального оборудования предписывалось к 1962 году.

В 1961 году состоялась защита эскизного проекта Ил-38, оснащенного прицельно-поисковой системой «Беркут». Жаркие дебаты вызвало решение авиаконструкторов не оснащать самолет оборонительным вооружением. У летчиков это вызвало недоумение. Доказывать правоту разработчиков пришлось самому Ильюшину. Он считал, что установка пушечного или ракетного вооружения на самолете лишь приведет к увеличению массы машины, абсолютно не улучшив ее оборонительные возможности.

Кроме того, обсуждалась возможность вооружения нового противолодочного самолета ракетами типа «воздух-поверхность», а также безопасность экипажа и вероятность его спасения в случае аварийной посадки на воду.

Ил-38 предполагалось вооружить глубинными бомбами и противолодочными самонаводящимися торпедами. Для самолета разрабатывалась специальная торпеда ПЛАТ-2 (АТ-2).

Первый полет переделанного авиалайнера Ил-18 без вооружения и противолодочного оборудования состоялся 27 сентября 1961 года. Он прошел в штатном режиме, задания, поставленные перед испытателями, были выполнены.

Ил-38: советский охотник за подводными лодками Дмитрий Егоров

Следует отметить, что по сравнению с базовой моделью Ил-38 претерпел значительные изменения. В фюзеляже самолета появились два обогреваемых отсека, в которых планировалось разместить буи, торпеды, глубинные бомбы. Крыло было перенесено вперёд и изменена его конструкция. Ил-38 получил дополнительный топливный бак, была усовершенствована система управления машиной.

В 1962 году был представлен макет самолета с противолодочным комплексом «Беркут». На нем шла отработка размещения оборудования и вооружения, испытывались разные варианты компоновки. 10 марта 1963 года комплекс был установлен на самолет и начался второй этап испытаний, всего было выполнено 147 полетов. Их результаты были признаны неудовлетворительными.

Государственные испытания Ил-38 проводились на Черном море, они стартовали в середине 1965 года и продолжались до декабря. В итоге самолет вместе с комплексом «Беркут» был рекомендован к принятию на вооружение, но нареканий на его работу было предостаточно. Перечень недостатков первой категории, то есть тех, что нужно было устранить до начала эксплуатации, состоял из 93 пунктов. Возможно, именно по этой причине в период серийного производства было изготовлено всего 65 самолетов Ил-38 – в четыре раза меньше, чем предполагалось изначально.

После исправлений выявленных дефектов и недостатков Ил-38 был принят в эксплуатацию. Это произошло только в начале 1969 года.

Ил-38: советский охотник за подводными лодками Дмитрий Егоров

Эксплуатация

Первым Ил-38 получил Северный флот, это произошло еще до официального принятия самолета на вооружение – в 1968 году. В следующем году Ил-38 были отправлены на Тихоокеанский флот, а в 1972 году эти машины получили и моряки-балтийцы.

В советский период эти противолодочные самолеты нередко несли службу за пределами страны. С 1979 по 1991 год несколько Ил-38 постоянно находились в Эфиопии, с 1981 по 1989 год они периодически размещались в Ливии, случались командировки в Сирию и Мозамбик.

В настоящее время Ил-38 эксплуатируются на Тихоокеанском и Северном флоте.

В 2002 году во время авиашоу разбились два Ил-38 индийских ВВС. Экипажи обоих самолетов погибли.

Общее описание конструкции

Самолет Ил-38 выполнен по нормальной аэродинамической схеме, это цельнометаллический низкоплан с четырьмя турбовинтовыми двигателями и трехстоечным убирающимся шасси. Назначение Ил-38 – поиск и уничтожение подводных лодок противника, ведение разведки, участие в поисково-спасательных операциях, постановка минных заграждений. В состав экипажа самолета входит семь человек.

Передняя часть фюзеляжа Ил-38 разделена плоскостью на две половины. В верхней герметичной части располагается кабина экипажа, а также часть электронной аппаратуры самолета. В нижней части находится антенна РЛС «Беркут» в обтекателе и отсек, в который помещается передняя стойка шасси.

Ил-38: советский охотник за подводными лодками Дмитрий Егоров

За кабиной расположен передний грузовой отсек, он продолжается до центроплана крыла. Над ним размещен астрокомпас и блок аппаратуры комплекса «Резеда». За центропланом размещается второй грузовой отсек с аппаратурой комплекса «Беркут», кислородными баллонами и спасательными средствами. В хвостовой части самолета находится технический отсек с аккумуляторами, турбогенератором и магнитометром. Магниточувствительный элемент расположен в хвостовой балке.

Весь фюзеляж можно пройти от передней кабины пилотов до хвостового технического отсека.

Крыло Ил-38 прямое, состоящее из трехлонжеронного центроплана и двух двухлонжеронных отъемных частей. Механизация представлена закрылками Фаулера и элеронами.

Хвостовое оперение самолета однокилевое свободнонесущее. Стабилизатор и киль кессонной конструкции с тремя лонжеронами.

Силовая установка машины состоит из четырех двигателей АИ-20М с автоматическими винтами АВ-68И. Их диаметр составляет 4,5 метра.

Топливная система Ил-38 состоит из группы баков, большая часть из которых находится в крыле самолета. Их общая емкость составляет более 35 тыс. литров. Питание топливом раздельное для двигателей каждой стороны.

Шасси самолета состоит из двух основных и передней стойки. Основные стойки расположены в мотогондолах внутренних двигателей и имеют четырехколесные тележки. Передняя двухколесная стойка находится под кабиной экипажа.

Противолодочное оборудование самолета состоит из поисково-прицельной системы «Беркут» и магнитометра. На Ил-38 впервые в Советском Союзе была установлена бортовая ЭВМ «Пламя», она является составной частью ППС «Беркут». Ее предназначение – решение логических задач при поиске подводных лодок противника. ЭВМ управляет движением самолета во время поиска, анализирует информацию, полученную от гидроакустических буев, дает команды на сброс средств поражения.

Вооружение Ил-38 состоит из различных видов гидролокационных и гидроакустических буев (РГБ-1, РГБ-3, РГБ-16), а также средств поражения подлодок. В 70-е годы для Ил-38 разрабатывался специальный «долговременный» буй «Яуза», который мог находиться в воде несколько месяцев и постоянно собирать информацию. После чего, данные должны были передаваться на пролетающий над ним Ил-38. Однако данный проект так и не был завершен, работы были прекращены в 1979 году.

Ил-38: советский охотник за подводными лодками Дмитрий Егоров

В состав средств поражения Ил-38 могут входить торпеды АТ-1 и АТ-2 либо же ракеты АПР-1 и АПР-2. Для модификации Ил-38Н была разработана ракета АПР-3. Также для этой модели была доработана противокорабельная ракета Х-35, испытания были завершены в 2005 году.

Ил-38 может принимать на борт противолодочные бомбы, мины, спасательные контейнеры. При этом следует отметить, что прицела для бомбометания у самолета нет, поэтому сброс производится «на глаз».

Модернизация Ил-38

Уже первые годы эксплуатации Ил-38 показали его низкую эффективность. Причиной этого была недоработанность поисково-прицельного комплекса. По мнению специалистов 33-го ЦБП Морской авиации Ил-38 был на целый порядок (в 8-10 раз) менее эффективен в поиске подводных лодок, чем его американский аналог патрульный самолет «Орион».

Необходимость модернизации поисково-прицельного комплекса самолета стала очевидна практически сразу после принятия машины на вооружение. В конце 80-х годов начались работы по новому противолодочному комплексу «Новелла», но распад СССР едва не поставил крест на этом проекте. К счастью, им заинтересовались индусы, у которых на вооружении также стояли Ил-38. Самолет с новым противолодочным комплексом получил обозначение Ил-38SD, всего для ВВС Индии было модернизировано шесть машин. Позднее было принято решение улучшить аналогичным образом и отечественные Ил-38.

Ил-38: советский охотник за подводными лодками Дмитрий Егоров

Запись Ил-38: советский охотник за подводными лодками впервые появилась WarWays.ru.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх