На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

warways

82 подписчика

Свежие комментарии

  • Михаил Васильев
    Большинство топоров точатся на электрическом ЗУБИЛЕ?! Автор, не зубиле, а точиле (точильном кругу)!Туристические и о...
  • Виктор Полуэктов
    Армия США самая сильная по бюджету. В целом мире. Это не оспоришь. Но в реальной драке и серьёзной войне пока свой св...Армия США – самая...
  • Гарий Щерба
    А  КТО  это  СКАЗАЛ  что  ЯНКИ САМЫЕ САМЫЕ  в мире  ???  ,  сдаетса мне что это они сами себя ПИ@@@БОЛЫ  и  НАЗНАЧИЛИ...Армия США – самая...

Танк “Черный орел”: почему не состоялся омский прорыв

Танк “Черный орел”: почему не состоялся омский прорыв Дмитрий Егоров

В середине 90-х неудачи российской армии на Северном Кавказе стали одной из главных тем для обсуждения в обществе. Штурм чеченской столицы, которую министр обороны Грачев обещал взять одним полком десантников, превратился в настоящую кровавую баню.

Фото сожженной российской боевой техники на улицах Грозного облетели все мировые СМИ… Для страны, которая традиционно гордилась своим танкостроением, это, безусловно, был позор. В многочисленных конструкторских бюро стали ломать голову над тем, как повысить защищенность танков и другой боевой техники в условиях городского боя.

В 1997 году широкой общественности впервые был продемонстрирован прототип новой боевой машины, получившей интригующее название «Черный орел». Танк был настолько секретным, что во время демонстрации его башня танка была затянута маскировочной сетью, а снимать боевую машину журналистам позволяли с большого расстояния и только с определенных ракурсов. Тактико-технические характеристики «Черного орла» так и остались тайной, хотя, при этом разработчики уверяли, что они многократно превосходят параметры лучших западных аналогов…

Танк “Черный орел”: почему не состоялся омский прорыв Дмитрий Егоров

«Черный орел» или «Объект 640» – это проект основного боевого танка, над которым трудились специалисты КБ Омского завода транспортного машиностроения в 90-е годы. Он так и не был запущен в серию, зато конструкторские наработки, полученные в ходе реализации этого проекта, позже были использованы при создании танка Т-14 «Армата». Ну и еще танк «Черный орел» на долгие годы стал любимцем желтой прессы. Чего о нем только не писали… Правда, официальных заявлений о судьбе этого проекта было очень мало.

В конце прошлого десятилетия в российском Министерстве обороны официально заявили, что никогда и не планировали серийное производство «Черного орла». А в сентябре 2009 года полковник Владимир Войтов сообщил журналистам, что танка под таким названием вообще не существует.

Как создавался «Черный орел»

Работы над созданием танка, который в будущем получил обозначение «Черный орел», начались еще в середине 80-х годов в конструкторском бюро ленинградского кировского завода. После закрытия этого КБ работы были перенесены в Омск, на завод транспортного машиностроения, который в советское время занимался разработкой инженерной техники и различных модификаций советских ОБТ.

В 90-е годы этот современнейший завод, как, впрочем, и другие предприятия ВПК, находился в тяжелейшем экономическом положении. Поэтому проект создания новой боевой машины на базе ленинградской «восьмидесятки», которая потенциально могла бы заинтересовать не только российскую армию, но и зарубежных заказчиков, казался для предприятия спасением.

Танк “Черный орел”: почему не состоялся омский прорыв Дмитрий Егоров

Первая информация о новом танке появилась в 1996 году, военные пообещали через год продемонстрировать его. Так оно и получилось: в 1997 году макет «Черного орла» был представлен журналистам. Он представлял собой модифицированный корпус танка Т-80У с башней невиданной конструкции. Именно она и была главной «изюминкой» новой машины.

Как уже было сказано выше, первое знакомство с новой боевой машиной проходило в обстановке повышенной секретности. Ближе чем на 150 метров никого к танку не подпускали, снимать разрешали только с определенных ракурсов. Однако в любом случае презентация «Черного орла» вызвала целый шквал публикаций и в отечественных, и в зарубежных СМИ.

Тогда некоторые эксперты посчитали, что журналистам были показаны результаты работ по созданию нового унифицированного боевого отделения, которое можно будет устанавливать на старые советские танки. Распространению слухов еще больше способствовал тот факт, что военные отказались озвучивать характеристики боевой машины.

Танк “Черный орел”: почему не состоялся омский прорыв Дмитрий Егоров

Эти годы были очень непростыми для российских вооруженных сил. Развал и недофинансирование усугубились катастрофическими провалами в чеченской войне, крайне непопулярной в обществе. Военным нужен был хотя бы какой-нибудь позитив, и показ нового суперсовременного танка прекрасно на эту роль подходил.

В 1999 году журналистам была продемонстрирован уже не макет, а опытный образец танка. Он куда больше был похож на реальную боевую машину. Танк имел длинный корпус с семью опорными катками, башню большого размера с внушительной кормовой нишей. Появились и первые предполагаемые характеристики машины. Сообщалось, что вес танка составляет 48 тонн, а его вооружение состоит из 125-мм гладкоствольной пушки и нескольких пулеметов, мощность силовой установки (ГТД) равнялась 1500 л. с.

Печальный чеченский опыт не прошел даром, поэтому главной особенностью машины стала бронезащита новой конструкции. «Черный орел» получил систему встроенной динамической защиты нового поколения, а также комплекс активной защиты (КАЗ) «Дрозд-М», предназначенной для уничтожения управляемых ракет и реактивных гранат еще на подлете. Также на корпусе танка были размещены датчики, реагирующие на облучение лазером. На высоком уровне была и защита крыши башни – ее многослойная броня могла надежно противостоять боеприпасам, атакующим машину сверху.

Танк “Черный орел”: почему не состоялся омский прорыв Дмитрий Егоров

Почему не взлетел «Черный орел»?

Демонстрацию 1999 года можно назвать самой яркой страницей в истории «Черного орла». После этого события интерес к танку постепенно стал утихать. В середине нулевых годов было официально объявлено о начале работ над новым российским ОБТ – Т-95. Примерно в это же время, не вынеся реалий нового времени, обанкротился Омский машиностроительный завод.

Танк “Черный орел”: почему не состоялся омский прорыв Дмитрий Егоров

О боевой машине опять ненадолго вспомнили после обнародования патента на танк. В нем давалось довольно подробное его описание, исходя из которого, можно сделать вывод, что «Черный орел» действительно во многом был выдающейся машиной. Так, например, по степени подвижности и защищенности он превосходил Т-90МС.

Окончательный приговор «Объекту 640» был озвучен в 2009 году. В Министерстве обороны официально заявили, что танка под названием «Черный орел» не существует в природе. В 2011 году генерал-майор Коваленко сообщил журналистам, что наработки, полученные в ходе создания «Объекта 640», будут использованы при разработке универсальной боевой платформы «Армата». Таким образом в этой эпопее была поставлена жирная точка, а «Черный орел» стал еще одной перевернутой страницей истории отечественного танкостроения.

Почему все получилось именно так, и этот интересный проект не был доведен до конца, ответить сложно. Скорее всего, изначально эта машина создавалась практически в инициативном порядке, а военные не имели средств на доведение ее до ума. В середине нулевых уже стало очевидно, что дальнейшие попытки улучшения еще советской техники бесперспективны, нужно создавать что-то новое. Так появился проект «Армата», который является боевой машиной уже другого поколения.

Описание конструкции «Черного орла»

Танк выполнен на базе советского ОБТ Т-80У, однако конструкция «Черного орла» имеет существенные отличия. Корпус танка был значительно удлинен, что позволило усилить лобовую часть танка и убрать из нее ослабленные зоны.

Танк “Черный орел”: почему не состоялся омский прорыв Дмитрий Егоров

Вдоль продольной оси боевой машины установлены два вертикальных бронированных листа, которые делят корпус на три герметичных отсека. броневые перегородки имеют с внешней стороны противорадиационное покрытие, а с внутренней – они облицованы противоосколочным материалом. В боковых отсеках размещаются топливные баки, а в центральном – боевое отделение и отделение управления. Они связаны между собой.

Экипаж танка состоит из трех человек, их места имеют два положения – боевое и походное. В боевом положении танкисты находятся ниже уровня погона башни.

Танк “Черный орел”: почему не состоялся омский прорыв Дмитрий Егоров

Боевая машина имеет автомат заряжания, в котором расположен боекомплект танка. Все это размещается в кормовой нише башни, которая оснащена вышибными панелями. Таким образом, можно увидеть, что «Черный орел» стал первым отечественным танком, в котором топливные баки и боекомплект отделен от экипажа.

Башня танка сварная. Его вооружение состоит из 125-мм пушки, 7,62-мм пулемета, спаренного с ней, и дистанционно управляемого зенитного пулемета «Корд», размещенного на крыше башни.

«Черный орел» планировали оснастить газотурбинным двигателем с мощностью 1500 л. с., что при его весе в 48 тонн давало удельную мощность выше 30 л. с./т – показатель, значительно превосходящий аналогичные характеристики большинства танков третьего поколения.

Танк “Черный орел”: почему не состоялся омский прорыв Дмитрий Егоров

Основные характеристики «Черного орла»

Ниже указаны основные ТТХ боевой машины:

  • масса, т – 48;
  • удельное давление, кг/кв. см – 0,8-0,81;
  • с-ма динамической защиты – ДЗ «Кактус»;
  • с-ма активной защиты – «Дрозд-2»;
  • двигатель – ГТД (мощность – 1500 л. с.);
  • макс. скорость, км/ч – 80;
  • запас хода, км – 500;
  • удельная мощность, л. с./т – 31,25.

Запись Танк “Черный орел”: почему не состоялся омский прорыв впервые появилась WarWays.ru.

 

Ссылка на первоисточник
наверх