На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

warways

83 подписчика

Свежие комментарии

  • Михаил Васильев
    Большинство топоров точатся на электрическом ЗУБИЛЕ?! Автор, не зубиле, а точиле (точильном кругу)!Туристические и о...
  • Виктор Полуэктов
    Армия США самая сильная по бюджету. В целом мире. Это не оспоришь. Но в реальной драке и серьёзной войне пока свой св...Армия США – самая...
  • Гарий Щерба
    А  КТО  это  СКАЗАЛ  что  ЯНКИ САМЫЕ САМЫЕ  в мире  ???  ,  сдаетса мне что это они сами себя ПИ@@@БОЛЫ  и  НАЗНАЧИЛИ...Армия США – самая...

Атомный крейсер «Адмирал Лазарев» – нелёгкая судьба советского гиганта

Атомный крейсер «Адмирал Лазарев» – нелёгкая судьба советского гиганта warways

Тяжёлые атомные ракетные крейсеры (ТАРКР) – это уникальный тип военных кораблей, появление которых открыло новую страницу в истории мирового флота. Первые ракетные крейсеры были созданы на базе эскадренных миноносцев.

Среди ракетных крейсеров особое место занимают ядерные или атомные крейсеры. В советское время в рамках проекта 1144 было заложено 4 огромных корабля подобного класса, одним из которых стал крейсер Адмирал Лазарев, построенный на Балтийском заводе. Появление кораблей такого класса в СССР должно было укрепить пошатнувшееся положение советских сил ВМФ, для которых появление американского корабля такого класса стало весьма неприятной новостью.

Так как в те годы Советский Союз должен был внушать трепет всему миру своим новейшим оружием, было решено не только ответить США созданием корабля такого же класса, а создать сразу 4 крейсера, каждый из которых должен был превосходить американский крейсер размерами и вооружением.

Каким должен быть советский атомный крейсер?

Атомный крейсер «Адмирал Лазарев» – нелёгкая судьба советского гиганта warways

Новые военные крейсеры, которые задумало разработать Высшее военно-морское командование СССР, должны были превосходить американские корабли не только в вооружении, но и в размерах. Корабли нового проекта должны были стать самыми большими атомными крейсерами в мире, уступая в размерах только авианосцам, предназначение которых было несколько иное.

По задумке Высшего командования ВМФ, новые боевые корабли должны были обладать следующими характеристиками:

  • Водоизмещение новых крейсеров должно было составлять около 25 000 тонн;
  • Длина корпуса – около 250 метров;
  • Скорость – не менее 31 узла;
  • Корабли должны были нести на борту полный спектр самого современного вооружения в его последних модернизациях;
  • Полная автономность корабля должна была обеспечить ему практически полную независимость.

После реализации проекта, получившего номер 1144, американцы отнесли огромные советские корабли к классу линейных крейсеров, а НАТО присвоил им обозначение «Kirov- class battlecruiser», в честь головного корабля проекта «Киров».

Толчок к появлению атомных крейсеров

Атомный крейсер «Адмирал Лазарев» – нелёгкая судьба советского гиганта warways

Новость о разработке и появлении в составе военно-морских сил США огромного крейсера, использующего в качестве силовой установки ядерный реактор, неприятно поразило командование ВМФ. В начале 1960-х годов советский флот в качестве больших крейсеров мог продемонстрировать только следующие модели:

  • Крейсеры проекта 68-бис, которые в качестве вооружения несли на борту артиллерийское вооружение, и могли напугать противника только своими размерами, так как реальной боевой мощи не имели, несмотря на неоднократные попытки их модернизировать;
  • Ракетные крейсеры проекта 58. Данные боевые корабли могли успешно вести борьбу с надводным флотом, правда, радиус поражения их оружия был сильно ограничен.

Основной акцент в развитии военно-морских сил в то время делался на развитии кораблей совершенно других классов:

  • Создание различных типов противолодочных и противоминных кораблей;
  • Эсминцев;
  • Класса больших противолодочных кораблей (БПК).

К ракетным крейсерам, с небольшой натяжкой, можно было отнести корабли проекта 1134, но их было решено оставить в классе БПК, так как вооружение ВМФ Советского Союза должно было значительно превосходить американские аналоги.

Новые атомные корабли, которые ещё на стадии проектирования получили по техническому заданию мощнейшее ракетное вооружение, были сразу переведены в класс крейсеров. Новая концепция развития Советского Союза включала в себя действие в различных точках мира, поэтому ВМФ остро нуждался в больших океанских крейсерах, способных эффективно выполнять боевые задачи на огромных расстояниях от портов.

В 1964 году начались работы по созданию проекта 1144. Изначально корабли проекта должны были копировать американский атомоход «Лонг Бич», тем более, что документация американского крейсера была уже частично скопирована шпионами СССР. Но так как Холодная война была в самом разгаре, а намерения США по постройке аналогичных кораблей были неясными, командование ВМФ СССР приняло решение строить превосходящие по боевой мощи крейсеры.

Рождение проекта 1144

Атомный крейсер «Адмирал Лазарев» – нелёгкая судьба советского гиганта warways

Так как советский атомный крейсер должен был превосходить корабль США по боевой мощи, советские конструкторы заложили в корабли проекта 1144 огромный боевой потенциал:

  • Мощнейшую эшелонированную систему ПВО, способную защитить все наиболее важные отделения и части крейсера;
  • Противокорабельную систему вооружения;
  • Систему противолодочного вооружения.

В процессе создания проекта высказывались мысли о том, что будет очень проблематично установить на один корабль такое мощное и разнообразное вооружение. Предлагалось создать два взаимодополняющих друг друга корабля. Один должен был обеспечивать полную защиту, особенно акцентируя внимание на защите от подводных лодок, а второй должен был стать мощным ударным кораблём. После раздумий этот вариант был признан нерабочим, так как советскому ВМФ требовался автономный корабль.

Так как процесс проектирования растянулся на долгие годы, а вооружение становилось из года в год совершеннее, в проект постоянно вносились изменения, дополняя его последними новинками в области вооружения. В конечном итоге, первый корабль проекта 1144 стал совершенно не таким, каким он задумывался на начальном этапе проектирования:

  • Вооружение его стало намного мощнее;
  • Количество специального оборудования тоже значительно выросло;
  • Водоизмещение корабля, которое изначально планировалось в районе 8 000 тонн, возросло в итоге более чем в три раза.

Первый корабль проекта 1144 на стадии завершения проектирования получил водоизмещение в 25 000 тонн и стал многоцелевым атомным крейсером.

Разработка проекта, которому был присвоен номер 1144, была полностью закончена в 1972 году. В рамках данного проекта предполагалось построить 5 атомных противолодочных кораблей. Но уже при постройке первого корабля серии стало ясно, что размеры новых военных судов никак не подпадают в класс противолодочных кораблей. В результате этого, Высшее командование военно-морских сил СССР было вынуждено разработать абсолютно новый класс для этих кораблей. Данный класс был назван ТАРКР или класс тяжёлых атомных ракетных крейсеров.

Все корабли проекта 1144

Атомный крейсер «Адмирал Лазарев» – нелёгкая судьба советского гиганта warways

Первым кораблём проекта 1144 стал «Киров», постройка которого была начата в 1977 году. Постройка первого корабля серии длилась всего три года, и в 1980 году корабль был готов. После распада СССР «Киров» был переименован в «Адмирал Ушаков» и включен в состав Северного флота. Военная карьера этого корабля закончилась в 2004 году, после чего он был списан и отправился ждать утилизации.

Следующим кораблём серии стал крейсер «Фрунзе», строительство которого началось в 1978 году. Этот корабль попал на службу в 1984 году. После распада СССР крейсер был переименован в «Адмирал Лазарев». Данный крейсер был единственным кораблём проекта 1144, который проходил службу на Тихоокеанском флоте.

Третий крейсер был заложен только после того, как первые два корабля серии зарекомендовали себя на службе ВМФ. Его заложили в 1983 году и назвали «Калинин». В состав флота данный корабль попал только в 1988 году. Сейчас он находится на длительном ремонте, а переименовали его в «Адмирал Нахимов».

Судьба четвёртого корабля серии достаточно сложная. Заложенный в 1986 году в строй данный корабль попал лишь в 1998 году, так как пик его строительства пришёлся на распад СССР и тяжёлые годы становления Российской Федерации. Последний корабль проекта был назван «Пётр Великий», и он до сих пор успешно несёт боевую службу.

Первый корабль серии, скорее всего, утилизируют, а вот судьба «Адмирала Лазарева» до сих пор неясна. Он либо будет поставлен на глобальную модернизацию, после того, как «Адмирал Нахимов» завершит свой длительный ремонт, либо будет утилизирован, после того, как разберут на металлолом первый корабль серии. В любом случае, сейчас его судьбы могут решить только на высоком государственном уровне.

Особенности конструкции атомного крейсера «Адмирал Лазарев»

Атомный крейсер «Адмирал Лазарев» – нелёгкая судьба советского гиганта warways

Конструкция атомного крейсера «Адмирал Лазарев» практически ничем не отличалась от конструкции первого корабля проекта, кроме того, что в процессе постройки проект 1144 немного дополнили. В связи с тем, что появились новые, более современные виды вооружения, было решено заменить часть вооружения оборонительного комплекса на более новые образцы. Основными изменениями стали:

  • Получение крейсером новейшего ЗРК «Кинжал»;
  • Башенные установки шестиствольных автоматов заменили на орудия «Кортик»;
  • Противолодочный защитный комплекс «Метель» заменили более современным «Водопадом»;
  • Противолодочная оборона нового корабля получила в дополнение к защитному комплексу бомбомёты РБУ-6000.

Нужно отметить, что вооружение каждого из четырёх кораблей проекта 1144 существенно отличалось друг от друга. Особенно заметно это, если сравнить первый и последний корабль серии. Второй и третий корабль по вооружению представляют промежуточные варианты.

Радиооборудование крейсера «Адмирал Лазарев» тоже существенно отличалось от оборудования первого корабля серии:

  • Корабль получил ЛПК МР-800 «Флаг»;
  • БИУС «Лесоруб-44»;
  • МКРЦ «Коралл-БН».

Всё это радиолокационное оборудование было более мощным, чем оборудование «Кирова».

Авиаотряд и команда крейсера «Адмирал Лазарев»

Атомный крейсер «Адмирал Лазарев» – нелёгкая судьба советского гиганта warways

Крейсер «Адмирал Лазарев» имел свой собственный авиаотряд, состоящий из трёх тяжёлых вертолётов. Вертолёты могли выполнять следующие функции:

  • Противолодочного поиска;
  • Целеуказания;
  • Разведки;
  • Поисково-спасательные операции.

Экипаж вертолётов имел свои собственные, отдельные от экипажа атомного крейсера каюты. Огромные объёмы водоизмещения крейсера позволяли отвести для вертолётов не только ангар под палубой, но и отдельное помещение для хранения внушительного запаса топлива.

Экипаж крейсера «Адмирал Лазарев» составлял внушительное количество членов – более 700 человек. Причём около 110 из них были офицерами. Все офицеры и мичманы располагались в удобных одноместных или двухместных каютах, а матросы и старшины располагались в просторных кубриках на 6-30 человек.

Так как атомный крейсер был автономным, на его борту располагались следующие объекты, предназначенные исключительно для удобства экипажа:

  • Телестудия;
  • Две бани и одна сауна;
  • Бассейн и 15 просторных душевых;
  • Медицинский блок, располагающий своей операционной, рентгеном, аптекой, лазаретом и амбулаторией;
  • Три кают-компании и просторный общий салон;
  • Спортзал.

Весь набор этих функций, которые в то время были только в элитных санаториях, делал службу на корабле «Адмирал Лазарев» настоящим курортом.

История службы атомного крейсера «Фрунзе/Адмирал Лазарев»

Атомный крейсер «Адмирал Лазарев» – нелёгкая судьба советского гиганта warways

Первый выход в море атомного крейсера «Фрунзе» произошёл весной 1985 года. Тогда корабль просто вышел в море и произвёл пробные пуски ракет из противоракетного комплекса «Гранит». Настоящая боевая служба началась в 1986 году. В этом году корабль впервые вышел на боевое дежурство недалеко от Японии. Основной военной задачей корабля было слежение за боевыми авианосцами военного флота США. Эта операция прошла в тесном взаимодействии с другими военными кораблями ВМФ СССР.

В 1987 и 1988 годах крейсер неоднократно выходил на боевые дежурства, осуществляя при этом пробные запуски ракет ПКР «Гранит». После развала СССР корабль был переименован в «Адмирал Лазарев», после чего его служба фактически закончилась. Недостаток финансирования привёл к тому, что мощнейший корабль российского флота простоял на «приколе» около восьми лет, постепенно теряя свои боевые качества.

В 1999 году было принято решение вывести крейсер из состава Тихоокеанского флота в резерв. В настоящее время атомный крейсер «Адмирал Лазарев» ждёт решение, которое позволит ему отправиться на модернизацию или разборку.

Будущее крейсера «Адмирал Лазарев»

Атомный крейсер «Адмирал Лазарев» – нелёгкая судьба советского гиганта warways

Сегодня только один из кораблей проекта 1144 продолжает нести боевую службу в рядах военно-морских сил Российской Федерации. Это последний корабль, который был спущен на воду в 1998 году, – «Пётр Великий». Судьба «Адмирала Лазарева» и «Адмирала Нахимова» по-прежнему остаётся под вопросом.

Не так давно российские эксперты, тщательно осмотрев два корабля, выдали заключение, что они ещё далеко не полностью исчерпали свой ресурс. Модернизация «Адмирала Нахимова» - это дело решённое и давно уже начатое, а вот «Адмирал Лазарев» пока модернизировать просто негде. Вопрос по модернизации двух атомных крейсеров должен быть закрыт до конца 2020 года.

До конца неизвестно, будет ли модернизирован «Адмирал Лазарев», или его просто разберут на металлолом, но так как сам президент Российской Федерации интересовался ходом данной модернизации, можно надеяться, что огромный корабль ещё сможет выйти в открытый океан для защиты интересов России.

Запись Атомный крейсер «Адмирал Лазарев» – нелёгкая судьба советского гиганта впервые появилась WarWays.ru.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх